Донузлав 2006
Сайт жителей поселка Мирный
Евпаторийского горсовета Крым.

 

О КРЫМЕ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ http://cliffhang.narod.ru

ЧУФУТ-КАЛЕ.

I.Если у Вас свободны полсуток или как сэкономить на экскурсиях.
Чуфут-Кале.

Записки о предпринятом самостоятельном походе. Немногочисленная группа состояла в основном из представительниц прекрасной половины человечества (16, 25 и 36 лет), которая не пожелала проваляться на диване в выходной день :о).

27.07.03., 5.30 утра...проспали! Со скоростью звука собираемся и мчимся на вокзал. Ура! Электричка нас еще ждет. В 6.40 - "зайцами" отчалили из Симферополя. Севастопольская электричка не смотря на ранний час почти забита, "гудит и поет" гармонистами, чтецами стихов, продавцами лаванды и пирожков. Сегодня день ВМФ - слышны поздравления. Весело. Не прошло и часа, как мы оказались на станции Бахчисарай.

Воскресенье, полвосьмого утра, на площади малолюдно, только-только открылась пара кафешек и магазин. Пахнет кофе. Чебуреков еще нет, но купленные колечко краковской колбаски и настоящие, еще теплые, тандырные лепешки утешают. Десятиминутная поездка до Чуфут-Кале на маршрутке за 0,60 грн. отклонена, в связи с желанием пройтись и посмотреть город. Больше трех километров успешно пройдено за час. Город удручил... старые, низенькие дома с покосившимися калитками, с черепицей покрытой мхом и неухоженными улочками - сарай сараем. Я, конечно, понимаю что это т.н. местный колорит, но он вызывает жалость. Ханский дворец не вызвал желания побывать внутри, так, позаглядывали со стороны... Расположенные рядом татарские кафешки с диванчиками звали поваляться, так хотелось еще поспать. Винно-дегустационный магазин еще закрыт, какая досада...

И вот мы у цели - виднеется ущелье и дорога к Успенскому монастырю и Чуфут-Кале. Подходим ближе - взрослый-6 грн., студентам-3, платим и пристраиваемся к экскурсии, как велела тетенька продающая входные билеты. Экскурсовод быстро и четко всех организовал и мы отправились в путь. Вдоль дороги к монастырю расположились продавцы сувениров. Бахчисарай славится производством аромамасел - вот что нужно купить, выбрав из огромного разнообразия.

Подходим к Свято-Успенскому монастырю (8-9 век) - здорово. Осматриваем строения и хозяйство монахов, надо сказать, что за время с момента возрождения монастыря (1992-1993гг) здесь много чего изменилось. Поражают церковь и помещения "встроенные" в скале на разной высоте, как скворечники...все чистенько, побелено, много новых и нехилых (небедных) построек, вокруг все цветет и благоухает. Ненадолго поднялись в пещерную церквушку монастыря. Внутри необычно. Много икон. Монахи не очень любят когда туристки топчутся тут, тем более без платочка, в штанах и с открытыми плечами :о), поэтому мы долго их не дразнили. У священного источника оставляем бутылки для святой и целебной воды, чтобы не тянуть на себе их в горы. Курс на Чуфут-Кале.

Еще немного по каменистой дороге вдоль отвесных скал, три подъема и мы у потайных ворот покинутого пещерного города. Внутри нас встречают пещерные комнаты, точно такие же есть в любом пещерном городе, но тут их намного меньше.Пофоткались. Вышли на древнюю улочку, изрезанную колеями от колес. Идем, обутые в кроссовки, наслаждаемся древностью, а кое-кто из нашей группы нацепил на себя каблуки - не завидую.

В самом городе мы провели больше часа, осмотрели сохранившиеся кенассы (домики для молитвы), руины мечети, дом караимского ученого Фирковича, мавзолей Джанике-Ханым (дочери Тохтамыш-хана), средние и неприступные восточные ворота и стены.

Дальше по тропинке выходим к северному обрыву, откуда открывается грандиозный вид на долину Ашлама-Дере, гору Беш-Кош. У самого обрыва находится лестница в две большие пещеры. Внутри прохладно и жутковато.

Откалываемся от нашей экскурсии (экскурсией остались довольны), стелим коврик и... где моя лепешка? Лежим на травке, вид прекрасный - балдеем, сон подкрался незаметно...но не надолго. Предпринятая попытка штурма восточных ворот еще раз доказала, что город надежно защищен не только от врагов, но и от пытающихся к ним присоединится - стены неприступны до сих пор... пришлось обходить.

Идем в Иосафатову долину, к древнему караимскому кладбищу...Вход на кладбище отделен полуразрушенной аркой... за аркой настоящий город мертвых: среди зарослей разбросано огромное количество сваленных надгробий, покрытых библейскими надписями на древнееврейском языке...и тишина :о)...Надгробия очень интересны - такой формы я еще не встречала (вытянутые как паровозик, а верхушки торцов с окончанием в виде крыши дома), изрезаны надписями и украшены резьбой, сколько же им лет? Самым древним как оказалось больше тысячи! Экскурсии сюда не водят, возможно такие места не для шумных экскурсантов. Пройдя кладбище, мы вышли на древнейшую дорогу которая соединяла между собой пещерные города и по которой шли караваны с продовольствием. Дорога нас вывела на плато г.Чуфут-Кале.

Величественная красота, открывшейся нам панорамы крымских гор, не поддается описанию. Внизу в долине поднимается Тепе-Кермен, за ним виднеется Кыз-Кермен - тоже пещерные города и возможно, объекты нашего следующего набега. Здесь мы получили ощущение законченности нашего путешествия, наверно, только ради ощущения этой красоты, мы преодолели такой путь. Разноцветные горные цветы красуются в собранном нами букете...оглядываемся...вздыхаем...и отправляемся в обратный путь.

К автовокзалу нас домчал местный водитель маршрутки, наша электричка подойдет к перону через 15 минут. На прощание таки добываем сочных чебуреков и уже на платформе облизываем пальчики.

В 16-00, как говорится - уставшие, но довольные пилим домой. В электричке празднично балагурят моряки. Пригород Симферополя встретил ливнем - узнаем наш любимый город. Вот и все... остались лишь прекрасные воспоминания.

Чуфут-Кале /виртуальная экскурсия/

Во дни глубокой старины
(Гласят народные скрижали),
Во дни неволи и печали,
Сюда Израиля сыны
От ига чуждого бежали
И град возник на высях гор.
Забыв отцов своих позор
И горький плен Ерусалима,
Здесь мирно жили караимы...

А.Толстой "Чуфут-Кале"

    Наиболее хоpошо сохpанившийся из всех пещеpных гоpодов Кpыма, Чуфут-Кале pасположен на плато гоpного отpога, господствующего над тpемя долинами близ с. Стаpоселье, пpедместья Бахчисаpая. В дpевности гоpод, в основном, населённый аланами и саpматами, назывался Кыpк-Оp (с тюpского - "соpок укреплений") и, по мнению pяда истоpиков, был основан в VI в. В 1299 г., после длительной осады, был pазгpаблен войсками бея Яшлавского из оpд Ногая. В пеpиод боpьбы Кpымских ханов с Золотой Оpдой за самостоятельность, кpепость служила Гиpеям укpеплённой pезиденцией во вpемя междуусобиц, и в ней pазмещался татаpский гаpнизон. После того, как Менгли-Гиpей пеpенёс свою ставку в Бахчисаpай, Кыpк-Оp становится местом заточения знатных пленников: с 1692 по 1695 гг. здесь томился в тюpемном застенке посол Василий Айтемиpов, тpи года пpовёл в заключении посол князь Ромодановский, двадцать один год пpосидел в казематах кpепости захваченный в плен в 1660 г. воевода В.Б.Шеpеметьев. На pубеже XIV-XV вв. пеpед восточной обоpонительной стеной pазpасталось поселение каpаимов-pемесленников, последователей ветхозаветной Библии. Для защиты своей слободы они выстpоили втоpую обоpонительную стену. Постепенно каpаимское население в кpепости становится пpеобладающим настолько, что с пеpвой половины XVII в. она стала называться Чуфут-Кале /"Иудейская кpепость"/. К сеpедине XIX в. в гоpоде стояло около 300 домов и насчитывалось до 1600 жителей. Но уже к концу пpошлого столетия большинство их покинуло Чуфут-Кале. Сейчас здесь живёт лишь одна семья, являясь хpанителями этих дpевних мест и его единственными гоpожанами.

1.Восточная оборонительная стена.
Построена караимами не ранее XVI в. Её длина составляет 128 м., у северного и южного обрывов она укреплена угловыми башнями, а также центральной надвратной башней. Дубовое полотно двухстворчатых ворот обито железом. С внешней стороны над ними вмонтирована мраморная плита с изображением рогатины и щита. По мнению учёного С.М.Шапшала, жители Чуфут-Кале делились на два рода и каждый род имел свою тамгу, т.е. герб: сенак-тамга (рогатина) и калкан-тамга (щит). Перед крепостной стеной высечен большой прямоугольный бассейн для сбора талой и дождевой воды. На площади перед воротами в древности располагался рынок.

2.Колеи каменной дороги на Главной улице.
Они достигают иногда полуметровой глубины, что свидетельствует о многовековой и многотрудной жизни, когда-то кипевшей здесь. Через Восточные ворота на арбах с огромными колёсами сюда привозили из соседних деревень продукты питания, дрова, всевозможные товары.

3.Мавзолей Джанике-Ханым.
Прекрасный образец монументальной сельджукской архитектуры XV в. С именем Джанике связанно несколько легенд. Одна из них гласит, что ханым жила во дворце на Чуфут-Кале рядом с казармами на тысячу воинов и была предводительницей этого гарнизона. Она погибла, отважно защищая город во время осады, и её отец - хан Тохтамыш-хан, приказал воздвигнуть мавзолей на месте её гибели. Восьмигранной формы, украшенный резными колоннами, с покрытым резьбой высоким порталом. В его глубине, на ступенчатом возвышении, покоится надгробие с надписью изящной арабской вязью: "Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года."(1437 г.)

4.Арка ворот Средней оборонительной стены.  
Эта стена, пересекающая плато от одного края обрыва до другого, укреплённая по бокам оборонительными башнями, соотносится по времени с возникновением города. Она была толщиной до 5 метров и высотой - до 8 метров. В 10-15 метрах от неё проходил заполняемый водой 65-метровый ров, куда отводилась дождевая и талая вода по имеющейся системе сточных желобов. У северного обрыва находилась вылазная калитка, защищённая двумя малыми 12-метровыми рвами. Стена утратила своё оборонительное значение в связи со стрительством в XVI в. вокруг поселения караимов Восточной оборонительной стены.

5.Система казематов у северного обрыва Чуфут-Кале.
В стратегическом отношении пропасть северного обрыва была неприступна для неприятеля и поэтому на ней не возводились защитные крепостные стены. Во время обороны система казематов играла роль крепостной башни, откуда можно было обстреливать находящиеся внизу вражеские отряды. Также казематы имели хозяйственное назначение и служили для складирования припасов при длительной осаде города.

 

6. Верхняя пещера у Средней оборонительной стены.
Возле самого края северного обрыва находятся две связанные между собой большие искусственные пещеры (Чауш-Кобасы - "пещера воина"), предположительно хозяйственного назначения, над которыми в XVII в. был выстроен дом. Вырубленная в скале каменная лестница приводит в меньшую по размеру верхнюю пещеру. Потолок укреплён высеченной в материнской породе каменной колонной, а вдоль всей дальней стены протянулась высокая платформа; до 1956 г. считалось, что здесь располагались тюрьма и судилище, где татары содержали, судили и казнили захваченных в походах пленников. По преданию, трупы казнённых сбрасывали вниз с обрыва. Однако, в настоящее время, все эти предположения не подтверждены материалами археологических изысканий.

7.Нижняя пещера у Средней оборонительной стены.
Из верхней пещеры короткая лестница ведёт в большое, вытянутое вглубь скального массива прямоугольное подземелье. У туристов оно получило название: "Пещера Эха", из-за громкости и многократной повторяемости любого произнесённого здесь звука. Пещера освещается тремя окнами, пробитыми в стене обрыва и на оконных проёмах ещё сохранились следы имевшихся здесь когда-то железных решёток. Установить, где находилась тюрьма, пока не удалось, но бесспорно одно: мрачные застенки в городе были. О нечеловеческих условиях содержания в плену писал русский воевода В.Б.Шереметьев: "Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножил, да и голоден."

8. Жилой дом XVIII в.
В этом нависающем над обрывом, крытом черепицей, доме жил известный караимский учёный Авраам Самуилович Фиркович (1786-1874). Прожив много лет в Дербенте и Иерусалиме, путешествуя по Крыму, Кавказу, Турции, Палестине и Египту он разыскивал древние рукописи и фолианты, в основном - полные или частичные тексты Пятикнижия, позволяющие проследить развитие кодификации библейского текста. Ещё при своей жизни он передал часть своего уникального собрания,15 тысяч единиц хранения, в Императорскую Российскую публичную библиотеку и сегодня весь этот фонд хранится в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

9.Сохранившийся деревянный наборной потолок в доме Фирковича.
Он был восстановлен реставраторами в 60-е годы XX века. Е.Л.Марков, встречавшийся с Фирковичем, тогда уже 90-летним патриархом Чуфут-Кале, описывает его, как опирающегося на посох высокого, величавого вида, старца, одетого в длинный хитон, с головой, прикрытой белой круглой шапкой, окантованной фиолетовым бархатным околышком. Он одним своим видом навеивал мысли о древних, библейских, временах. В его доме царила ветхозаветная патриархальность и он был весьма консервативен настроен в вопросах обычаев и обрядов караимов, какими бы не казались они на первый взгляд маловажными и внешними, не без основания полагая, что послабления в форме незаметно перейдут на более существенные стороны караимских особенностей и всё закончится растворением маленькой народности в окружающем их обществе.

10.Молитвенные дома караимов - кенассы.
Большая соборная кенасса, в которой собирались в дни торжественных праздничных служб, украшенная галереей с десятью колоннами, поддерживающими арки, построена в XIV в. Колонны опираются на низкий парапет из массивных плит, украшенных каменными розетками. У стен расположены небольшие ниши для хранения обуви, которую снимали перед входом в кенассу. Богослужения проводились на древнееврейском языке - иврите. Внутри кенасса разбита на три части. В главной располагались мужчины, в другой - старики и в дальней третьей части находился алтарь(Гехал), в котором помещалась священная книга - Тора. Вторая, малая, кенасса называлась Кодэш-Эва (Дом собраний)и, предположительно, была построена одновременно с первой, а затем капитально отремонтирована в 1796 г. Она была предназначена для обычных служб и различных собраний - судебные и все другие дела общины решались духовными властями. В конце XIX в. здесь хранилась огромная библиотека древних священных рукописей, собранная А.С.Фирковичем.

11.Караимское кладбище в Иосафатовой долине.
Это место носит своё название в память об одноимённой долине погребений близ Иерусалима. За входной аркой открывается разбросанное среди деревьев море надгробий - "город мёртвых". Покрытые надписями надгробия, чаще одно и двурогие, иногда в сочетании с орнаментом: стилизованными кипарисами - символами смерти, розетками и розами - символизирующими воскресение. Учёные считают, что самое древнее погребение относится к 1249 г. Иосафатова долина была для караимов самым древним и почитаемым местом погребений, куда привозили умерших и из других городов, в частности из Польши и Вильнюса. Среди надгробий в старину росли большие священные дубы, которые запрещалось рубить. Поэтому у татар сохранилось ещё и другое название этой долины - Балта-Тиймез, то есть "топор не касается".

12. Пещера нижнего яруса оборонительного комплекса у Южных ворот.
Расположенные друг над другом четыре яруса пещерного оборонительного комплекса связанны между собой проходами таким образом, чтобы защитники могли получать подкрепление сверху, эвакуировать раненых и, в случае необходимости, оставить прежний боевой рубеж, поднявшись на ярус выше. По другой версии, здесь располагался основанный в XI-XII вв. христианский монастырь. В XIV-XVIII вв. часть этих пещер использовались в хозяйственных целях: в них содержали скот, хранили сено.

13. Вид на Чуфут-Кале от Южных ворот (Кичик-Капу).
Южные ворота называют ещё тайными, так-как они не видны со стороны долины. Построены они, как и оборонительные стены, в XVI в. Тогда же крепостная стена была усилена десятью ружейными бойницами, а полотно ворот обито железными полосами ручной ковки. За стеной протянулся вверх узкий, вырубленный в скальном массиве, коридор. Над ним во время обороны города, на каменных выступах, крепился настил из толстых брёвен. На нём располагались защитники, стояли котлы с кипящей водой и смолой, лежали груды камней. И всё это обрушивалось на головы осаждающих.

14.Наружный комплекс многоярусных пещер у Южных ворот и последний марш дороги.
Дорога в крепость разбита на четыре марша и вымощена бутовым камнем. Подступ к воротам устроен очень продуманно: на последнем участке дороги колонна нападавших поворачивалась к защитникам правым, не защищённым щитом, боком и несла огромный урон от града летящих сверху камней, стрел и дротиков.

 

15.Вид с Чуфут-Кале на Бахчисаpайский Свято-Успенский монастырь.
Обитель основана в ХIV в. на месте явленной иконы Божьей Матеpи в ущелье Маpьям-Деpе. С конца XV в., после захвата Кpыма турками, монастырь становится центром православия и резиденцией метpополита. В 1778 г., в результате переселения христиан из Крыма, он приходит в запустение и, только, 15 августа 1850 г., по инициативе архиепископа Хеpсонского и Тавpического Инокентия, вновь состоялось его открытие. Обитель посещалась императорами: Александpом I, Николаем I, Александpом II, Александpом III и членами августейшей фамилии. Монастырь был закрыт в 1921 г. и возобновлён лишь в 1993 г., при архиепископе Симфеpопольском и Кpымском Лазаpе, трудами наместника о.Силуана. В Свято-Успенском ските есть список чудотворной афонской иконы Божьей Матеpи "Всецаpица". Пpестольный пpаздник-15(28) августа. Наместник - игумен о.Силуан.

16. Бахчисарайские "сфинксы".
Эти причудливые природные изваяния величественно возвышаются над долиной по которой проходит дорога, ведущая в Староселье, а затем и в Чуфут-Кале.

А я взглянул, мирза, в расщелину...
О том, Что видел, расскажу за гробовой доскою:
Для этого нет слов на языке людском.
Адам Мицкевич "Дорога над пропастью в Чуфут-Кале", 1825-26 гг.

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz